Интернет: проблемы перезагрузки
Одним из моих любимых юмористических роликов, когда либо просмотренных за все время жизни в Интернете, является ролик студии Onion News. В нем, пародируя антураж и манеру подачи CNN, ребята из ONN с трагической миной на лице рассказывают о коллапсе Интернета, случившемся из-за одного несчастного парня из Коннектикута, которому взбрело в голову одновременно держать открытыми одновременно 35 окон, загружать песни из iTunes, заливать несколько видео с YouTube, слушать интернет-радио NPR, общаться с друзьями в IM, проверять три почтовых ящика, разговаривать по Skype и играть в онлайн-покер, и при этом качать апдейты на Firefox и ОС. Когда он открыл страничку приятеля на MySpace, на ней начал воспроизводиться анимированный gif-файл, а в придачу - midi-версия очередного хита Джастина Тимберлейка. "Расследовавшие дело" агенты ФБР утверждали в интервью "телеканалу", что все это привело к "перегрузке Интернета", что и вылилось в глобальный крах.
Скажу банальность, но все же в каждой шутке - лишь доля шутка, она может быть большой, но стопроцентной - никогда. Специалисты предполагают, что взрывообразный рост числа пользователей и невероятная, постоянно растущая популярность тяжелого контента, такого как видеоролики или, что еще хуже, потокового видео высокого качества, транслируемого через Интернет, могут действительно подкосить его. Основанием для опасений стали графики роста видеотрафика того же YouTube, который за 2007 год сравнялся с общим трафиком всего Интернета за 2000 год (эпоха бума доткомов, кстати).
Теоретически проблемы с пропускной способностью могут возникнуть на трех участках: магистральных каналах, проходящих по дну морей и океанов, на магистральных же коммутаторах, ежесекундно направляющих в нужную сторону невообразимое число пакетов данных и на терминальном этапе, так называемой "последней миле", связывающей провайдеров и абонентов. Попробуем разобраться с ними по порядку.
С магистральными каналами, обычно представляющими собой оптические кабели большой толщины в еще более толстой защитной оболочке, проложенные по дну морей и океанов, ситуация неоднозначная. С одной стороны, во время того же бума доткомов этих кабелей проложили столько, что с пропускной способностью на этом участке у нас еще некоторое время проблем быть не должно - в настоящее время общая пропускная способность магистральных кабелей составляет 7,1 терабайт/с, из которых провайдеры арендуют 5,7 ТБ/с, но реально используют только 2,1 - потолок пока очень далеко.
Третий потенциальный виновник имеет ярко выраженный медный привкус и вообще очень подозрителен. Это - так называемая "последняя миля", путь от провайдера непосредственно до дома абонента. В свое время меня удивила вот какая вещь: в рекламах некоторых московских провайдеров для солидности начали указывать общую пропускную способность канала, выделенного на весь дом. Так и написано: "Ваш дом подключен по каналу 1 Гбит/с". При этом рядом беззастенчиво обещали абонентам лимитированных тарифов честные 100 Мбит/с скорости. "В доме 400 квартир, - думал я. - Или они расчитывают на 10 абонентов, или на то, что все подключатся по безлимитке с небольшой скоростью." В общем, если и вписывался дом в канал 1 Гбит/с, то явно со скрипом и без особых перспектив, даже если вычесть бабушек - ведь конкуренция на рынке не стоит, безлимитки уже по 10-20 Мбит/с предлагаются.
Но самой проблемы это не отменяет - есть два элемента, нагружающих сети: p2p и легальное видео высокого качества, транслируемое через Интернет платным образом (очень быстрорастущий рынок, кстати). Думаю, объяснять, какому из них с удовольствием отдал бы предпочтение медийный бизнес, к черту заблокировав второй, излишне. Однако реальность такова, что мнение пользователей, помноженое на некоторое госрегулирование (даже в либеральной Америке) приведет провайдеров к необходимости инвестиций в новые, более быстрые "последние мили". При этом я не исключаю возможности того, что инициативу "быстрой последней мили" перехватят шустрые сотовые операторы - в конце концов, перспективные технологии типа LTE позволяют транслировать очень большие потоки данных, а если абонент еще и стоять на месте будет - ммм, сказка! Кстати, именно активность сотовых операторов в направлении "домашнего интернета" называется аналитиками в качестве причин устойчивого падения курсов акций того же Comcast.
Опасность для пользователей здесь в итоге одна - позиция крупного бизнеса. Операторы различных видов связи и производители контента, а также крупные компании, зарабатывающие деньги на торговле в интернете, имеют разные интересы. Первые хотят иметь больше подписчиков и меньше напрягаться и инвестировать в развитие при их обслуживании. Вторые - чтобы бесплатный контент вовсе не существовал (что нереально с учетом того же YouTube) или хотя бы доступ к нему был максимально затруднен. Третьи - чтобы доступ к их сайтам не был ограничен из-за того, что слишком много народу смотрит YouTube или качает торренты. В теории поведение пользователей - объективное препятствие, и если оно мешает каким-то аспектам деятельности бизнеса, то бизнес, чтобы не портить отношения с клиентами, должен раскошелиться на преодоление - в данном случае инвестировать в каналы. Однако интересы вышеописаной троицы, кажется, нашли другую точку схождения - в бизнес-прессе в последнее время активно муссируется идея платной пропускной способности. То есть к примеру изначально каждому сайту дана базовая скорость доступа. Вывесил много популярных видео? Генерируешь большой трафик? Нагружаешь каналы? Плати! Естественно, модель практически напрямую является антиютюбовской, тогда как с демоном торрентов решено бороться правовыми методами (штрафуя непричастных бабушек на десятки тысяч долларов по искам ушлых адвокатов RIAA). Но я почему-то искренне надеюсь, что второй способ не пройдет, и бизнесу волей-неволей придется прибегнуть к нормальному первому.
Ну а напоследок - тот самый ролик, упомянутый в начале статьи. Его еще пока можно посмотреть с приемлемой скоростью и вполне бесплатно.
© Антон Нехаенко
Источник: newsland.ru