Как государство зарабатывает на операторах и их абонентах

Изменение правящей верхушки в Украине привело к тому, что операторам связи в нашей стране жить стало почти невозможно, особенно мелким. Дело в том, что государство решило выручить как можно больше денег из отрасли связи, чтобы залатать дыры в бюджете. Из-за этого операторам приходится туго: больше выплат государству, подорожание использования радиочастотного резерва, новые госуслуги и, соответственно, отчисления в бюджет. Но государство «обдирает» не только операторов, но и их абонентов.

Станислав Юрасов

Изменения в отрасли начались традиционно с кадровых ротаций. В начале весны было назначено и новое руководство главного органа исполнительной власти – Государственной администрации связи. Поскольку у штурвала оказались выходцы из Госкомрезерва, то многие участники рынки скептически оценивали перспективы их деятельности и считали лишь «временными жителями». Это не помешало в итоге властям успешно реализовывать все задачи по наполнению госбюджета за счет увеличения отчислений операторов связи. Так, уже в конце апреля в 5 раз был увеличен сбор за использования такого нацресурса, как радиочастоты. Причем, изменение коснулось не всех компаний, использующих радиосигналы, а только мобильных операторов. Это все крупные GSM и CDMA-компании, а также госоператор Utel.

В итоге, например, объединенный «Киевстар» (в него сейчас входит и Beeline) теперь будет платить в год за весь используемый радиочастотный спектр на 200 млн. грн. больше, чем год назад (не 50 млн. грн, а 250 млн грн). В общей сложности все операторы, использующие радиочастоты под сотовую связь, обязаны отчислять на почти 0,5 млрд. грн. больше, чем раньше.

Еще одно нововведение этого года, которое поможет государственным структурам подзаработать, - это услуга сохранения абонентского номера при смене оператора – MNP (Mobile Number Portability). В июне были приняты изменения к закону «О телекоммуникациях», которые дали возможность регулятору рынка прописать правила предоставления нового сервиса, определить компанию-администратора и заставить мобильщиков подготовить к инновации свои сети. По предварительной информации, и абоненты, и операторы должны будут платить прогосударственной компании-администратору базы данных перенесенных номеров за обработку информации. Причем если абоненты делают одноразовый платеж за перенос номера, то операторы платят ежемесячно за обслуживание их номеров в базе.

Единственное, от чего власть все-таки уберегла участников рынка, так это от создания так называемого госфонда универсальной услуги. Предполагалось, что в него будут производить отчисления в размере 1,5-3% от оборота все компании, работающие в сфере связи. Таким образом, государству удалось бы собрать дополнительно 1-1,5 млрд. грн. якобы для компенсации нерентабельных телекомуслуг в селе, которые преимущественно оказывает «Укртелеком». Но подобные законодательные инициативы в итоге не были поддержаны.

Очевидно, больше всего денег в сфере телекоммуникации государство надеется получить от продажи в конце этого месяца государственного фиксированного оператора «Укртелеком». Кабмин утвердил в октябре стартовую цену актива в размере 10,5 млрд. грн.

Парадокс заключается в том, что государство, пытаясь выжать из существующих операторов как можно больше отчислений, запросило за крупнейшую госкомпанию отрасли минимальную цену и прописало условия конкурса, подходящие всего под несколько игроков. Так, правительство не предоставило возможности участвовать в конкурсе крупным западным операторам – Deutsche Telekom, France Telecom, например. Ведь правительства западных стран, как правило, удерживают в нацактивах связи более 25% акций. А в условиях приватизации «Укртелекома» сказано, что такие компании не допускаются к участию. Таким образом, активных торгов на предстоящем конкурсе ожидать не стоит. Это означает, что об увеличении стартовой цены на несколько миллиардов и более можно даже и не думать.

Напоследок следует добавить, что все 50 миллионов украинских абонентов мобильной связи до сих пор платят в пенсионный фонд надбавку в размере 7,5%, которая была введена еще в конце 90-ых годов, как своеобразный налог на товары и услуги роскоши. Тогда сотовый телефон могли себе позволить единицы, да и тарифы зашкаливали. А теперь даже бабушки и дедушки, выделяющие ежемесячно по 40 грн на мобильную связь из своей мизерной пенсии, должны понимать, что они слишком много себе позволили, и поэтому доплачивать в пенсионный фонд, из которого потом им же и начисляется выплаты.

Примечательно, что правительство в скором времени не намерено отменять этот сбор. Минфин недавно дал понять, что к рассмотрению этого вопроса он вернется только после того, как будет проведена пенсионная реформа. А это, как известно из опыта других стран, многолетний процесс.

Таким образом, государство ставит отрасль в условия, когда ее участникам приходится перекладывать дополнительную налоговую нагрузку на плечи потребителей, поскольку жертвовать своей прибылью они не собираются.

При этом возможностей для органического роста доходов телеком-компаний (и, соответственно, плавного роста отчислений в бюджет) правительство пока не спешит создавать.

Чуть ли не единственным весомым источником увеличения оборотов телекоммуникационных компаний по всему миру является популяризация мобильного доступа ко всемирной паутине. Для этого правительства западных стран выдают местным операторам лицензии на частоты, которые можно использовать под новые скоростные беспроводные технологи – 3G и 4G. В Украине же процесс выдачи лицензий на третье поколение связи был законсервирован еще несколько лет назад. А если развиваться нашим компаниям пока некуда, то и новым деньгам в отрасли пока неоткуда взяться.

SocButtons v1.5

Добавить комментарий

Обращайтесь к посетителям сайта так, как вы хотите чтобы они обращались к вам

Защитный код
Обновить

Допрос

Сколько вы готовы платить за качественный интернет для личного пользования 100 Мбит/c на загрузку и отдачу?

Вы здесь: Главная Пресса Как государство зарабатывает на операторах и их абонентах