С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО?

© Оксана ПРИХОДЬКО, Зеркало недели.

 

Приглашение на Форум по вопросам управления Интернетом пришло в редакцию «ЗН» из Совета Европы. Таким образом журналистов намеревались приобщить к широкому обсуждению проблем верховенства закона
и защиты прав человека в совершенно новой — информационной — среде обитания.

Экскурс в историю

Данные одного из пресс-релизов о том, что судьбой информационного общества озаботилась организация 1865 года рождения, показались до того невероятными, что автор этих строк перепроверила их по нескольким альтернативным источникам. Тем не менее оказалось, что ITU (International Telecommunication Union) действительно был создан почти полторы сотни лет назад — через 21 год после того, как Самюэль Морзе отправил свое первое телеграфное сообщение, положив тем самым начало эре телекоммуникаций.

Правда, на тот момент эта организация называлась International Telegraph Union и объединяла всего лишь 20 европейских стран, договорившихся об общих правилах, стандартах и тарифах международного телеграфного сообщения.

Затем пришел черед телефонии, радиокоммуникации и, наконец, телекоммуникации, что и было отражено в 1934 году в новой расшифровке старой аббревиатуры. А с 1947-го изменился и формат объединения: ITU получил статус специализированного агентства ООН. А оттуда уже рукой подать до Киотской конференции 1994 года, на которой была провозглашена необходимость создания всемирного форума по проблемам политики и стратегии глобальных телекоммуникаций. Спустя четыре года был поднят вопрос о необходимости проведения Всемирного саммита информационного общества, который и был организован в два этапа: Женевский раунд 2003 года и Тунисский 2005-го.

Нашей стране эти события (особенно последнее) запомнились связанными с ними скандалами, а вот остальному миру — решением создать новый форум с участием всех заинтересованных сторон в целях повышения устойчивости, надежности, безопасности, стабильности и развития Интернета. Была создана специальная консультативная группа Форума под председательством Нитина Десаи, специального советника Генерального секретаря ООН по вопросам управления Интернетом, которая обратилась к мировой общественности с призывом подавать свои предложения.

Всего было подано 79 материалов от 45 различных сторон — национальных правительств, частного сектора, гражданского общества, научно-технических институтов, межправительственных организаций. Процесс их рассмотрения был исключительно прозрачным и демократичным, и каждый желающий мог ознакомиться с их перечнем на сайте http://www.intgovforum.org//contributions.htm, а также пополнить его. В результате удалось разработать программу Инаугурационного совещания Форума по вопросам управления Интернетом (ФУИ), которое и состоялось в начале ноября в Афинах.

Около полутора тысяч человек из 139 стран съехались в этот город, чтобы обсудить важнейшие вопросы дальнейшего развития информационного общества:

— открытость (свобода распространения информации, идей и знаний);

— безопасность (обеспечение прав человека, гарантия сохранения конфиденциальности, предупреждение коммерческих злоупотреблений, борьба с распространением терроризма, порнографии и т.д.);

— многообразие (языковые проблемы пользования Интернетом, национальный контент, этнические аспекты);

— доступность (финансовые и коммерческие предпосылки, ликвидация виртуальной безграмотности, стимулирование заинтересованности бизнеса в развитии Интернета).

Восемь общих заседаний и около 40 семинаров, посвященных обсуждению отдельных тем, позволили высказаться всем желающим. Обнаружить среди них представителей украинской делегации, возглавляемой замминистра транспорта и связи Леонидом Нетудыхатой, не удалось.

Собственно, большого труда стоило найти и самих соотечественников, которые общения с родной прессой старательно избегали. Почему — тема отдельного разговора. А пока остается только пожалеть, что украинское общество в очередной раз осталось в стороне от обсуждения столь важных для всего человечества тем.

Интернет и права человека

Тон в обсуждении этой проблематики, безусловно, задавали члены делегации Совета Европы. Ведь благодаря именно этой организации удалось не только выработать наиболее высокие стандарты демократии (зафиксированные Европейской конвенцией по правам человека), но и обеспечить надежный механизм контроля над их соблюдением, создав Европейский суд по правам человека. К тому же Страсбург направил совершенно однозначный мессидж этому Форуму. В формулировке Ханне Софи Грив, бывшей судьи ЕСПЧ, он звучит так: «Нет такой территории, такого пространства, такой сферы, в которой не действовали бы права человека».

Да, Интернет действительно несет человечеству совершенно новые возможности и вызовы, однако все они должны рассматриваться прежде всего с точки зрения соблюдения прав человека. Контроль над их соблюдением в виртуальном мире может иметь определенные сложности: технические, юридические, практические, однако принципиальная тождественность основных прав и свобод человека и в этой новой среде обитания ни в коем случае не может быть поставлена под сомнение.

Как отмечает г-жа Грив, десять лет назад мы даже представить себе не могли, с чем нам придется столкнуться. А сейчас мы тоже не можем предположить, что нас ждет еще через десять лет. «Но что бы нового за это время ни возникло, мы уже сейчас должны помнить о том, что все это попадет в зону действия закона о правах человека. Твердо опираясь на необходимость защиты прав человека, общими усилиями можно будет дать достойный ответ на все новые вызовы», — сказала Ханне Софи Грив.

В практической плоскости проблема соблюдения прав человека в виртуальной среде тесно связана с проблемой анонимности пользователя Интернетом. Возможность идентифицировать каждого пользователя, отследить его склонности, пристрастия, выражения, поступки ставит под угрозу свободу его волеизъявления на выборах, свободу слова, материальную безопасность, финансовые интересы, невмешательство в частную жизнь. С другой стороны, цели борьбы с терроризмом, распространением порнографии, разжиганием вражды и ненависти предполагают необходимость фильтрации виртуального контента.

Предлагаемые решения этой непростой дилеммы были сформулированы в форме так называемой функциональной анонимности, или псевдонимности. На практике это означает, что каждый человек должен быть уверен, что доступ к его виртуальному банковскому счету или медицинской карточке будет иметь только он сам или же уполномоченные им лица (бухгалтер, лечащий врач). Для этого необходим надежный механизм идентификации — при помощи электронных кодов, паролей, подписей и так далее. Однако все эти идентификаторы позволяют отслеживать, собирать и анализировать ту информацию, которую принято считать конфиденциальной.

Частично проблему можно решить, если один пользователь обладает сразу несколькими идентификаторами: например, заказывать в Сети препараты от СПИДа можно под одним «именем», а рассылать резюме — под другим. Тем самым вероятность отказа в приеме на работу, например, по причине незаконного использования конфиденциальной медицинской информации будет исключена.

В то же время в случаях, предусмотренных законом (по постановлению суда), вся информация, которую провайдеры, как предполагается, должны хранить минимум год, может быть предоставлена правоохранительным органам. И опять же только по постановлению суда сайты, чей контент выходит за рамки закона, могут быть закрыты. А получившая уже достаточно широкое распространение практика отслеживания сайтов, имеющих, к примеру, порнографическое содержание, и их блокировки без санкции суда абсолютно недопустима. И с ней на Форуме призывали бороться куда чаще, чем с распространением той же детской порнографии.

Впрочем, вопрос фильтрации виртуального контента имеет еще один аспект. Интернет, как известно, границ не знает, однако ответственность за соблюдение законности в виртуальном пространстве несут национальные правительства. И ситуация, при которой содержание, законное с точки зрения одной страны, нарушает законы другой, возникает достаточно часто.

Примечательно, что наибольший интерес семинар Совета Европы на афинском форуме вызвал у представителей Африки и Азии. Захид Джамиль, известный юрист из Пакистана, даже выступил с предложением начать диалог между Советом Европы и развивающимися странами с целью распространения европейских стандартов на остальные континенты планеты. А учитывая, что многие документы СЕ, в том числе и Конвенция по борьбе с киберпреступностью, открыты для подписания и нечленами этой организации, можно предположить, что практических результатов диалога не придется ждать слишком долго.

От цифрового разрыва — к цифровому прорыву

Общее количество пользователей Интернета превысило миллиард. Это означает, что каждый шестой житель нашей планеты стал обитателем глобальной Интернет-деревни, как сейчас принято называть нынешнее виртуальное сообщество. Обитатели этой деревни получили уникальные возможности расширить свободу получения и распространения информации, в том числе образовательной, реальные механизмы преодоления коррупции, огромную экономию финансовых средств и сокращение неоправданных потерь времени.

Понятно, что больше всего в этом нуждаются самые бедные слои населения Земли. И еще более очевидно, что как раз они этими возможностями оказались обделены. Если в США и странах Западной Европы 60% населения имеют доступ к сети, то в самых бедных странах Африки — лишь 0,1%. Однако, если взять усредненные показатели по развитому и развивающемуся миру, то можно увидеть, что с 1994 по 2004 годы этот цифровой разрыв сократился с 27 раз до семи. И этому способствовали как политические решения, так и бизнесовые и технические, в первую очередь появление более дешевых и доступных технологий.

Тем не менее необходимость еще более резкого сокращения этого разрыва очевидна. Но далеко не очевидны пути решения этой задачи. Тот же Совет Европы не устает повторять, что информационные технологии являются общественным благом и должны расцениваться как общественное достояние. В этом контексте на первый план выходит обеспечение необходимыми техническими средствами школ, библиотек, культурных центров, более активное использование открытых ресурсов Интернета, государственное финансирование проектов по развитию виртуальной инфраструктуры. И, по словам Яна Малиновского, главы медиа-подразделения директората СЕ, Страсбургу есть чем поделиться с мировым сообществом в вопросе консолидации усилий при решении комплексных проблем.

Однако далеко не все участники Форума разделяют подобный подход. С одной стороны, информационные технологии являются чрезвычайно прибыльным и перспективным видом бизнеса, поэтому нужно лишь сделать так, чтобы бизнесу было выгодно предоставлять услуги наиболее бедным слоям населения. А с другой, по словам Вивьен Рединг, комиссара ЕС по проблемам информационного общества, «сокращение цифрового разрыва не сводится лишь к вопросу мониторов и кабелей. Не менее важно осознать масштабность и значимость культурного многообразия в пределах глобальной Интернет-деревни».

К слову сказать, отсутствие достаточного уровня образованности как главную проблему, ограничивающую дальнейший рост доли интернет-пользователей, назвал и представитель Кении, где интернет-проникновение оценивается несколькими процентами, и финские парламентарии, среди соотечественников которых Интернетом пользуются 86% населения. Зато члены украинской делегации основным препятствием считают низкое экономическое положение основной части нашего населения. А вот назвать конкретный процент интернет-пользователей в нашей стране долго отказывались. В конце концов, задекларировали 18,6%, хотя в сети чаще встречается величина в 11—12%. Как бы то ни было, даже первый показатель значительно ниже среднеевропейского — 32,8, не говоря уж о западноевропейском — 60%.

Впрочем, не в цифрах счастье. Например, в Кении, где подавляющая часть населения неграмотна, огромные (по местным меркам) средства брошены на разработку программ, не требующих овладения даже азами грамотности, — сплошные мультики. В Финляндии, где за пределами информационного круга остались практически только пожилые люди, которым просто не хочется осваивать новые технологии, ввели материальный стимул — при любой финансовой операции без использования интернет-технологий взимается плата в 8 евро. Назвать финских стариков малообеспеченными язык не поворачивается, тем не менее количество обращений за помощью в освоении новых технологий с их стороны возросло незамедлительно. Тем более что эта помощь предоставляется бесплатно.

А нам, судя по всему, придется просто ждать, когда зарплата дворничихи тети Мани позволит ей купить компьютер и профинансировать подключение к Интернету. Ведь если верить нашим специалистам, это единственное, что мешает ей сутками напролет сидеть перед монитором и лихо щелкать мышкой...

И здесь открывается еще одна сторона медали. Наиболее слабо на форуме был представлен частный бизнес. Причем на тех немногочисленных представителей крупного бизнеса, которые все же приехали в Афины, обрушился беспощадный шквал критики. Фреда Типсона, отвечающего за разработку стратегии развития компании Microsoft, обвиняли в пособничестве китайскому правительству, вводящему цензуру всего Интернета. А Арт Рейли, исполнительный директор Cisco System, «отдувался» за то, что его компания продала опять же китайской полиции оборудование, позволяющее отслеживать интернет-диссидентов.

И лишь очень немногие отважились заметить, что перекладывать на частные компании ответственность за защиту свободы выражения в Интернете — по меньшей мере несерьезно. Это задача правительств, гражданского общества и контролирующих структур. А бизнесу нужно создавать такие условия, чтобы ему было выгодно приносить обществу как можно больше пользы, а не вреда. Ведь в том же Китае количество интернет-пользователей с 1994 года увеличилось с 80 тыс. человек до 120 млн., что существенно сказалось как на общем уровне жизни, так и на уровне развития демократии.

Трудно даже вскользь затронуть все вопросы и проблемы, поднятые в Афинах. Принимать какие-либо решения Форум по вопросам управления Интернетом уполномочен не был. Поэтому и в СМИ, и в кулуарах можно было услышать высказывания в стиле «все собрались поговорить, но никто не хочет слушать». Тем не менее Бертран де ля Шапель, специальный уполномоченный Франции по проблемам информационного общества, считает, что этот уникальный проект удалось реализовать более чем успешно. И основным залогом этого успеха стали личные контакты, дружеские связи, установление доверия между сотнями людей, которые работали над его подготовкой. «На наших глазах создается сеть людей, способных принимать решения и добиваться их претворения в жизнь, и имеющих конкретные, а не абстрактные представления о том, кем и как принимаются решения в других странах или в других организациях», — отметил г-н де ля Шапель.

Следующий Форум пройдет в декабре 2007 года в Рио-де-Жанейро. Чтобы попасть в число его участников, достаточно просто заполнить через Интернет регистрационную форму. А если денег на поездку в этот воспетый классиками город наскрести не удастся, можно принять самое активное участие в его работе в виртуальном режиме.


http://www.zerkalo-nedeli.com/

 

SocButtons v1.5

Добавить комментарий

Обращайтесь к посетителям сайта так, как вы хотите чтобы они обращались к вам

Защитный код
Обновить

Допрос

Сколько вы готовы платить за качественный интернет для личного пользования 100 Мбит/c на загрузку и отдачу?

Вы здесь: Главная Пресса С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО?