Почему файлообмен
© Екатерина ПАНЬО, Тарас ПАНЬО "Зеркало недели".
Термин «файлообмен» уже лет семь как стал обычным для «профессиональных» пиратов, сисадминов и прочей околоайтишной публики. Однако дальше «узких кругов» технология особенно не шла. Этому мешали не очень удобные программы-клиенты: их настройка и эффективное пользование требовали специфических знаний. «Взлеты и падения» западных файлообменных сетей не давали возможности пользователям выбрать для себя оптимальный вариант — только найдешь что-то по душе, как его быстренько прикроют борцы за чистоту авторского права. И самое главное — дороговатое и медленное соединение с Интернетом надежно сдерживало многочисленных пользователей от файлообменного искушения.
Однако сегодня все меняется. Рождаются и мужают украинские и российские торрент-трекеры, разрастаются за счет нашего брата западные гиганты. Складывается впечатление, что «процесс пошел».
Первым и основным фактором, толкающим рядовых украинских пользователей к файлообмену, стало удешевление Интернета — и в столице нашей Родины, и понемногу в областных и районных городах. Сегодня в Киеве мегабайт информации, закачанной из Сети, у отдельных провайдеров стоит 0,5—2 коп. За не малую, но не катастрофически высокую плату (200—250 грн. в месяц) можно приобрести безлимитное соединение с удовлетворительной скоростью.
Понятно, что люди, покупающие «безлимитку» или тарифный план на 10–20—30 гигабайт в месяц, намерены пользоваться не только электронной почтой. Даже для интернет-игр с участием многих пользователей, «Скайпа» и порнографических картинок в придачу — масштабы явно великоваты. Единственный ресурс, способный легко потреблять такие (и больше) объемы трафика, — это закачивание видео и программного обеспечения.
Не исключено, что именно удешевление Интернета наконец осуществит давнюю мечту правособственников (зарубежных) и правоохранителей (украинских) и нанесет серьезный удар по «уличным» продавцам нелицензионных фильмов и программ. Поскольку «закачанный» CD уже сейчас стоит от 3 до 10 гривен, нет никакого смысла ходить что-то искать на убогих пиратских раскладках. Тем более что фактическая монополизация рынка пиратской медиапродукции несколькими российскими производителями привела к резкому падению и качества, и ассортимента этого товара. Можно, конечно, предположить, что в этом есть заслуга правоохранителей, но мешает один момент. Если удалось поймать пиратов с артхаусным, коллекционным и классическим кино, то почему на половине станций метро вечером стоят молодые люди с последними «продуктами жизнедеятельности» Голливуда? На них что, разнарядки не было?
Стоимость мегабайта на пиратском DVD обычно еще в три-пять раз ниже, чем при закачивании из Сети. Но из диких киноколлекций «12-в-одном» смотреть можно в лучшем случае треть, так что выходит то же самое.
Конечно, получив возможность выкачивать ежемесячно одну и ту же гору недорогих гигабайтов, пользователю проще не морочиться с хитрыми «обменными играми», а тихо и мирно качать музыку, кино и программное обеспечение из соответствующих файлохранилищ. Некоторые провайдеры даже заводят на сайтах рубрику «Полезные ссылки», где публикуют адреса «пиратских складов», ненавязчиво намекая пользователям, для чего им может пригодиться большое количество трафика.
Такой вариант безусловно привлекателен — можно только брать информацию, а в файлообменниках ее нужно еще и отдавать, — но у него есть и существенные минусы. Во-первых, оперативность — самых свежих фильмов, как у «уличных пиратов», здесь искать не стоит. Во-вторых — зависимость от общих вкусов. Если хочется «серийного Голливуда», мультфильмов советских и западных, ну и, в лучшем случае, аниме — то в пиратских файлохранилищах вас ждет счастье. Если же вас интересует классика кино начала двадцатого века (которая, кстати, уже и не «пиратская» вовсе, а всенародное достояние), музыка раннего Средневековья или какого-нибудь Мессиана, то будете искать ее в обычных файлохранилищах долго и, главное, безуспешно. Другое дело — торрент-сети. Ясное дело, и они завалены мейнстримом. Но, учитывая колоссальное количество пользователей, каждый из которых имеет право публиковать свою информацию, вероятность найти нечто редчайшее существенно увеличивается. Хотя гарантий, конечно, и здесь никто и никаких не даст.
Но самое узкое место традиционных файлохранилищ — это способность (или, скорее, неспособность) «раздавать» большое количество информации. Ведь «исходный канал» сервера делится в определенной пропорции между получателями информации из него. И если вместо обычных десятков клиентов синхронно приходит тысяча, то скорость передачи для каждого из них снижается в сотню раз. Конечно, «канал» можно расширять, но вряд ли это расширение будет успевать за ростом числа желающих приобщиться к искусству с помощью широкополосного Интернета. В торрент-сети все наоборот: чем больше людей «обменивается» файлом, тем выше скорость, поскольку каждый, кто взял хотя бы один-два процента информации, в тот же момент начинает эти проценты раздавать. Например, один из дистрибутивов Linux’а из «родных» серверов компании-разработчика в первые дни после выхода «раздавался» со скоростью 20—25 Кбит в секунду, а в файлообменных сетях скорость легко доходила до 400.
Несмотря на недобрую, отчасти заслуженно, славу пиратского прибежища, файлообменные торрент-сети являются сегодня едва ли не самым удобным инструментом распространения больших объемов информации в Сети. А как именно использовать этот инструмент — каждый решает для себя сам. В зависимости от остроты угрызений совести и национальных особенностей судопроизводства.
Алексей (Alexx),
представитель команды сайта torrentreactor.net
— По разным данным, сейчас от 10 до 60% интернет-трафика генерируют файлообменные сети. Какая цифра ближе к реальности?
— Основной объем мирового трафика приходится именно на протокол битторрент. Эта технология сейчас наиболее распространена. По объемам с торрентами может сравниться только веб-трафик, но его количество меньше в разы. Точную цифру назвать не могу, одно знаю: торрент-трафик превосходит весь веб-трафик. А остальные сети генерируют на порядки меньшие объемы. Ведь торрентами пользуются сотни миллионов человек.
— А каково приблизительное количество посетителей вашего ресурса? Если не секрет, конечно.
— Ежедневно наш сайт torrentreactor.net и его копию под другим внешним обликом bushtorrent.com посещает 400 тысяч человек.
— Что заставляет пользователей выставлять торренты, входя при этом в конфликт с законом?
— Желание поделиться материалом. Уже давно многие люди живут по приниципу «warez должен быть бесплатным». Тот, кто выложил какой-то файл, в обмен скачает что-то для себя. То есть речь идет в первую очередь об энтузиазме. Но есть и другие факторы. Финансовые, например: когда торренты распространены, на них многие стараются и денежек заработать.
— Касательно заработка на торрентах — это главным образом реклама или есть что-то еще?
— Есть торренты, закрытые паролем. Чтобы получить пароль от архива, нужно сделать определенное действие — заплатить или сходить по ссылке. Есть торренты с использованием системы DRM — digital rights management. Это, если не ошибаюсь, когда для просмотра выкачанного видео приходится скачивать дополнительно софт, который затем управляет компьютером — показывает релевантную рекламу на сайтах и т.п.
— А насколько это рискованно — участвовать в торрент-обмене? Были случаи, когда пользователей «брали к ногтю»?
— В Америке, насколько я знаю, законодатели пытаются бороться с теми, кто скачивает пиратский софт. Провайдеры стараются это отслеживать. Лично мне неизвестны случаи, когда судили именно простых пользователей. Но это, конечно, не значит, что их не было.
— Как вы думаете, распространение широкополосного интернета и файлообмена положит конец лоточкам с дисками «12-в-одном»? Или р2р и лотки это товар для разных категорий населения?
— Скорее лоточкам положит конец закон об авторских правах.
— Вроде и закон есть, и лоточники есть… А как, по вашему мнению, будет развиваться законодательство об авторских правах?
— На этот счет я настроен немного скептически. Особенно когда речь идет о создании единых законодательных актов для всего Интернета. Всегда найдется страна или страны, которые не войдут в это соглашение и где сайты с объектами авторского права будут легальными.
— Как, по вашим наблюдениям, соотносятся в файлообменниках те, кто загружает/отдает? Есть ли некая элита, или это все-таки равноправное сообщество?
— Есть трекеры, некоторые из них закрытые, т.е. требуют регистрации или приглашения. Их можно считать центрами, объединяющими людей. А что до иерархии, тот, кто больше раздает, имеет более высокий статус.
— На многих трекерах — особенно западных, типа Demonoid, Thepiratebay — атмосфера гораздо более дружественная, чем во всяких чатах/форумах.
— Конечно трекеры разительно отличаются от чатов, где люди пришли поболтать и излить свои не всегда положительные эмоции. На трекеры люди приходят по делу…
— Ваш ресурс зарегистрирован в России, но при этом, кажется, ориентирован в основном на западную аудиторию?
— Все просто. Платежеспособность российской аудитории гораздо ниже, чем западной. Соответственно и денег от рекламы западный проект приносит больше. Плюс мы охватываем потенциально всю мировую аудиторию. То есть можем привлечь большее количество посетителей
— Какие ресурсы подобного рода вы могли бы порекомендовать украинской аудитории — той ее части, у которой плохо с английским?
— Насколько я знаю, Thepiratebay имеет локализацию на многих языках. Что касается собственно русскоязычных ресурсов — подойдет любой, где можно легко зарегистрироваться и где есть достаточно большое количество пользователей раздающих контент. Кстати, могу порекомендовать читателям наш торрент-клиент Bitzip (адрес Bitzip.com).Битторрент — это протокол передачи файлов в режиме «от пользователя — к пользователю». Спроектированный специально для обмена большими файлами среди большого количества людей, он резко отличается от обычной архитектуры «клиент—сервер», при которой тот же сервер сам и раздает файлы всем желающим. Когда желающих становится многовато или файлы, которые берут с сервера, оказываются слишком большими, нормальная процедура раздачи слонов прекращается. Получить четверть слона удается только трети желающих.
При пользовании торрентпротоколом все происходит иначе. Как только один человек выставляет файл, а другой начинает его скачивать, информация об этом передается на определенный центральный сайт, который отвечает за «раздачу», — трекер. Следующий клиент уже «берет» файл у них обоих, при этом автоматически отдавая четвертому, и так далее. Специальный алгоритм следит, чтобы все брали у «первоисточника» разные фрагменты файла. Поэтому когда через некоторое время «источнику» надоест наполнять чужие ведра и он выйдет из «раздачи», остальные пользователи смогут просто обмениваться имеющимися у них кусками и составлять целый файл.
Для успешного пользования торрентпротоколом придется разобраться, что для чего нужно и как это все называется (да простят почитатели рафинированного языка за откровенные «англицизмы», но аналогов в современном украинском или русском просто нет).
Торрент (Torrent) — небольшой файл, содержащий информацию о файле большом, которым, собственно, и собираются обмениваться. В торренте есть информация о размерах большого файла и о сервере, который координирует раздачу (трекер).
Трекер (Tracker) — сайт, который хранит торренты (тысячи, а иногда — миллионы), имеет тематические каталоги торрентов и координирует процесс раздачи файлов. Также трекер позволяет общаться пользователям — выражать благодарность тому, кто выставил на раздачу чтото полезное, и просить выставить еще.
Сидер (Seeder) — пользователь, у которого на жестком диске хранится полная версия файла, который он продолжает раздавать.
Личер (Leecher) — пользователь, который закачивает файл (от сидеров и других личеров) и одновременно раздает его другим личерам. Как только личер закачал весь файл, но при этом не закрыл к нему доступ остальным личерам, — он становится сидером.
Рейтинг (Ratio) — соотношение количества информации, которую пользователь отдает, и той, которую он забирает у других. В идеале должен составлять единицу и больше. Если ктото чересчур долго только забирает файлы и делает все возможное, чтобы их не отдавать (то есть выключает компьютер сразу после завершения закачки), то после продолжительных предупреждений и уговариваний его могут выбросить с трекера.
Битторрентклиент (bittorrent client) — программа, которая обрабатывает торренты и собственно скачивает файлы.
Таким образом, для успешного файлообмена следует заинсталлировать на компьютере битторрентклиент, зайти на трекер, выбрать там нужные торренты, начать их «личить», а «заличив», не забывать «сидить», чтобы «личить» могли и другие. Кроме того, у «сидеров» получается высокий рейтинг, и в дальнейшем система позволяет таким пользователям «личить» торренты быстрее.
Битторрентклиенты можно закачать с сайтов их разработчиков:
Bittorrent ( http://www. bittorrent. com/download ),
Azureus (http://azureus. sourceforge. net/)
Bitcomet http://www. bitcomet. com)
Utorrent http://www. utorrent. com)
Трекеров можно найти множество с помощью любого поисковика. Флагман этой флотилии — шведский The Pirate Bay (http://thepiratebay. org/) с его полутора миллионами зарегистрированных пользователей. Также весьма респектабельным является Demonoid (http://www. demonoid. com) — на нем кроме «нелегальной попсы» часто попадается старинная литература и музыка, а также почти полностью отсутствует эротика — не говоря о порнографии.
В завершение хотим напомнить читателям, что в файлообменных сетях попадаются (и весьма часто) материалы, которые являются объектами авторского права и защищены украинским законодательством (см. врез), а также международными договорами. Многочисленных форм ответственности за их копирование и просмотр в Украине еще никто не отменял...
Поэтому законно качать те произведения литературы и искусства, которые стали общественным достоянием (то есть со времени смерти авторов которых прошло 70 лет) или были опубликованы под какойнибудь из лицензий, которые позволяют свободное распространение. То же самое и с компьютерными программами, которые наши законодатели уравняли в правах с литературными произведениями (поэма Гейтса... ой, о чем это мы?): качать их можно в случае, если они распространяются под GPL (General Public License) или чемто похожим. Как завещали классики, кодекс следует уважать...
Источник: Зеркало недели, №11, 2007