Передел беспредела

НКРС отошла в сферу влияния некой политической группы, сумевшей доказать свою необходимость Коалиции и не вызывающих идиосинкразии у Секретариата Президента.

Объем рынка телекоммуникаций и информационных технологий Украины составляет порядка 9 млрд. долларов. Без сомнений, такой привлекательный рынок не может развиваться без учета политических интересов разных игроков. А это значит, что на рынке ИКТ есть немало деятелей, жаждущих если не регулировать сам рынок, то, как минимум, контролировать денежные потоки и все что с этим связано.

Вот почему, борьба за влияние на этот сегмент украинской экономики обострилась сегодня до предела. Показателем этого стал целый ряд громких скандалов, коррупционных обвинений, увольнений госслужащих и агрессивных поглощений. С наступлением лета бизнес-активность на рынке несколько снизилась, однако активность «регуляторов» (персонажей от политики) наоборот возросла. В частности, общественность стала свидетелем беспрецедентного по своей наглости и юридической безграмотности решения Кабинета министров об увольнении члена Национальной комиссии по регулированию связи Сергея Апасова. Не то, чтобы свет клином сошелся на одном члене НКРС, однако это стало последней каплей, переполнившей чашу терпения общественности и бизнеса.

С самого момента создания НКРС еще в 2004 году этот орган не мог исполнять присущую ему основную функцию — быть независимым беспристрастным и профессиональным регулятором. Первые полгода Комиссия решала бытовые проблемы: кабинеты, машины, штат. А затем, с победой В.Ющенко, стало очевидным, что состав Комиссии претерпит изменения. И НКРС еще полгода не работала.

Воодушевление, с которым общественность приняла приход во власть обновленной команды Президента, объединенными усилиями подготовив даже «оранжевую» книгу развития отрасли ИКТ, вскоре сменилась непониманием, а затем и разочарованием. Новый состав НКРС был сформирован, как и прежде - кулуарно, в закрытом режиме, без учета рекомендаций общественности.

И опять — первые полгода деятельности уже этого состава Комиссии ограничиваются решением бытовых задач, а также судебными разбирательствами с членами предыдущего НКРС. Постепенно стало понятно распределение ролей в составе НКРС.

Среди 8 членов Комиссии возникло две группы влияния: первая — во главе с идейным вдохновителем Олейником, протеже Луценко - Филипповой, одним из революционеров Мазуром и вечно молчащим Председателем Гайдуком; вторая группа — тендем оппозиционеров Апасов-Скляров и периодически примыкающие к ним Семерий и Ежова.

В процессуальном плане группа Олейника-Гайдука откровенно переигрывала своих оппонентов. Они смогли отладить идеальный механизм для «эффективного» распределения и дальнейшей выдачи по дешевке нужным компаниям радиочастот. Механизмом такой деятельности стало отсрочка в введении новой таблицы распределения радиочастот.

На рынке разгорелся громкий скандал — «комиссионеры» раздавали частоты под перспективные технологии зачастую почти виртуальным компаниям без истории на рынке и соответствующего опыта и штата. При этом выдавались частоты без конкурса и под устаревшие стандарты. Как результат – сотни миллионов долларов потерь при недопоступлении средств в госбюджет. Напомним, что вершиной такой деятельности стала покупка достаточно авторитетным игроком на рынке компанией Голден телеком такой виртуальной фирмы, обладающей перспективными частотами. Речь идет об Ес-Лайне. Дата перерегистрации — 13 марта 2006 года. Уставной фонд — 7400 грн. Количество сотрудников – 1 чел.

ООО «Ес-Лайн» решением НКРС от 02.03.06 за несколько сот тысяч долларов получает частоты в необычайно перспективном диапазоне 2300–2345 МГц по всей территории Украины под цифровую радиосвязь в многоканальных распределительных системах. Однако понятно, что ценность этих частот будет лишь в контексте использования стандарта Wi Max.

Через короткий промежуток времени после получения ООО «Ес-лайн» перспективных частот, фирма продается гранду украинского рынка телекоммуникаций компании Голден Телеком по цене в $7,5 млн.

И подобных примеров новейшая история связи знает немало. В этом контексте упоминаются такие фирмы как: ООО «Велан Телеком» (транкинг, с прицелом под СDМА-450), ООО «Санком» (ШПС, с прицелом под WiMax), ООО «Телерадиокампания «Краєвид» (ШПС, с прицелом под WiMax), ООО «ММДС-Украина» (под WiMax или мобильную связь третьего поколения), ООО «Ведекон» (ШПС, под UMTS), ООО «Просат», (ШПС, под WiMax и UMTS), ООО «Перша інвестиційна спілка» (ШПС под UMTS), ООО «Украинские новейшие телекоммуникации» (под WiMax), ЗАО «Украинские радиосистемы» (под E-GSM). В целом, по оценкам специалистов, госбюджет недополучил от такой деятельности Комиссии сумму в размере $150-200 млн.

Можно предположить, что часть от этой суммы оседает в карманах предприимчивых посредников от политики. Такую рентабельность вряд ли сможет продемонстрировать любой, даже самый криминальный бизнес. Именно поэтому желающих порегулировать отраслью появляется с каждым днем все больше.

В частности, последние события в НКРС показывают, что в борьбу вступила новая сила, каким то образом получив карт-бланш на свои действия от правительства.

По мнению экспертов, анализирующих ситуацию на рынке, юридические позиции уволенного постановлением Кабмина члена НКРС Сергея Апасова почти безукоризненные (впрочем, как и позиции бывшего председателя НКРС О.Гайдука). В Законе «Про телекоммуникации» четко прописана процедура назначения и увольнения членов НКРС — единственным субъектом, назначающим членом Комиссии является Президент Украины.

Однако, эксперты полагают, что отрасль стала разменной монетой в политической договоренности между Коалицией и оппозицией. Попросту говоря, связь отошла в сферу влияния некой политической группы, сумевшей доказать свою необходимость Коалиции и не вызывающих идиосинкразии у Секретариата Президента. Это сложно назвать как-то иначе, кроме как кулуарными коррупционными проявлениями.

И если на политическом уровне очевидно решили вопрос контроля за деятельностью Комиссией, то рынок своего слова не сказал. Ведь очевидно, что даже крупных игроков (таких как Альфа, Система, Теленор, и даже СКМ) не может устраивать тот междусобойчик, в который медленно превращают НКРС политические группы влияния. Этим самым дискредитируется не только сам принцип независимости регулятора, но и профанируется сущность регуляторной реформы в целом.

Есть надежда, что участники рынка не станут спокойно наблюдать процесс ангажированности НКРС. Также есть уверенность, что с политической стабилизацией наведется порядок и в отрасли. Возникает вопросы, как это скажется на рынке ИКТ в частности и на уровне инвестиционной привлекательности экономики в целом.

 

© Ярослав Павловский, заместитель директора Института информационного общества // 30.05.2007

 

 

SocButtons v1.5

Добавить комментарий

Обращайтесь к посетителям сайта так, как вы хотите чтобы они обращались к вам

Защитный код
Обновить

Допрос

Сколько вы готовы платить за качественный интернет для личного пользования 100 Мбит/c на загрузку и отдачу?

Вы здесь: Главная Пресса Передел беспредела