Технологии быстрого интернета
Пользователь и Интернет: что происходит?
Интернет для продвинутого пользователя (таково уж устоявшееся выражение) открывает целый мир недоступных ранее возможностей. Причем речь идет не только о развлечениях в сети (онлайн играх, гороскопах, службах знакомств, социальные сети) и не о получении полезной и важной информации (новости, форумы, блоги и т.д.). Речь о реальной возможности сэкономить при покупках (воспользовавшись услуги Интернет-магазинов), причем не только сэкономить, но и заработать…
Хотя Украина далеко не Америка, но украинский пользователь (касается в основном продвинутых) уже покупает в Интернете не только «реальные» товары, что говорит о растущем доверии как к Интернет-магазинам, так и к Интернету в целом. Но темпы этого роста отстают от развития самой всемирной сети и вот почему…
На примере онлайновых магазинов с «реальными» товарами (техника, продукты питания, одежда – все, что можно потрогать руками) все ясно – клиент оплачивает их по факту доставки, а значит имеет возможность проверить работоспособность и товарный вид, то есть доверяет больше. В случае же виртуального магазина с «виртуальным» товаром все намного сложнее - например, купить Microsoft Office для пользователя психологически намного сложнее. Ведь потрогать его нельзя – в львиной доле заказов зачастую поставка программного обеспечения происходит в электронном виде, (в случае с продуктами Microsoft клиент получает по электронной почте подтверждение (confirmation) и скачивает дистрибутив). То есть у пользователя возникает психологический барьер, не обманут ли? Какие предпосылки есть для решения этой проблемы? Обычный здравый смысл.
Во-первых, в Интернете дешевле, потому что нет больших затрат на аренду помещений и зарплату торговому персоналу, а также на склады и логистику (в случае «виртуальных товаров» - программного обеспечения, музыки, игр, мобильного контента).
Во-вторых, покупать в Интернете значит покупать быстро - клиент может в несколько кликов выбрать товар, сравнить цены в различных магазинах (для этого существуют целые гипермаркеты, которые собирают прайс-листы из многих интернет-магазинов), и не заниматься вопросами доставки – все приедет куда нужно.
В-третьих, шопинг в Интернете удобно - никуда не надо идти и даже вставать с кресла, все делается через браузер, чуть напрячься придется только когда товар привезут.
Почему же тогда украинцы не покупают в Интернете все – от зубных щеток и носков до автомобилей и яхт? Виновата «виртуальность» самого Интернета, а не представленных товаров или цен на них (а вернее все в комплексе), будь они хоть трижды реальны. В обычном магазине вещь можно пощупать, попробовать товар в деле, пообщаться с продавцом и поддаться на его уговоры, может быть даже чуть-чуть поторговаться. В Интернет-магазин все проще и одновременно сложнее – клиенту нужно просто купить понравившуюся вещь, не заморачиваясь со всем остальным. Для человека это как минимум ново и непривычно, а все новое вызывает сопротивление.
Что уж и говорить о случаях, когда пользователь хочет сделать абсолютно банальную покупку но не очень дешевую. Если говорить о том же софте, то, яркий пример, когда пользователь хочет купить Windows Vista (хотя чаще все еще хотят купить Windows XP при помощи GGK) и вместо простого оформления заказа 100 раз звонит в службу поддержки менеджерам. Получается целая цепочка: и продукт недешевый, и потрогать нельзя, да и весь этот Интернет вообще подозрительный, вместо имен ники, вместо лиц юзерпики…
Вот и получается, что об Интернете знают практически все, но на «ты» с ним очень немногие, и чтобы преодолеть этот барьер и стать гражданином XXI века пользователя придется получить еще много психологических травм. Но ведь прогресс всегда был процессом болезненным? И назад дороги нет – представить свою жизнь без глобальной сети уже невозможно. НУ что. Потерпим?